Официальный представитель в России

+7 (495) 643 98 68

Колесный крепеж - качество и выбор

25.04.2013

Вот и пришел апрель, а вместе с ним наступило время сезонной смены автомобильных шин. Летняя  резина, диски и колесный крепеж расходятся как горячие пирожки, около шиномонтажей растянулись очереди из  желающих переобуть своих железных коней.

SMS: «Вася, если ты живой, аккуратно остановись и затяни болты на колесах. Ребята из шиномонтажа».

В нашей статье речь  пойдет о болтах и гайках, т.е. о колесном крепеже.

Мы придирчиво выбираем диски и резину, обязательно интересуемся, где произведена продукция, стараемся выбрать оптимальное сочетание цена – качество. Но совершенно не интересуемся, каким крепежом прикрутят наши замечательные диски.

Итак, давайте посмотрим, как обстоят дела на рынке колесного крепежа. В России продается и соответственно покупается  большое количество разнообразного крепежа. Приобретают его как вместе с дисками, так и отдельно.

Присутствует 3 вида крепежа:

  • крепеж российского производства (Белебейский завод «Автонормаль»), только для отечественных автомобилей
  • крепеж европейских производителей (Bimecc Engineering Spa, Италия, Febi Bleistein, Германия)
  • крепеж малоизвестных производителей Китай, Тайвань.

По первой марке все более или менее понятно. Завод работает еще с советских времен, производит крепеж для отечественного автопрома, не отличается завидным качеством, но и не подведет во время замены колес и дальнейшей эксплуатации. Но вот незадача – у вас иномарка и этот крепеж никак не подходит. Необходимы импортные гайки, которые подойдут вашему Ниссану или Тойоте.   Ну и, конечно, хотелось бы не дорого, но качественно. Продукция Bimecc пользуется стабильным спросом и достаточно распространена в России, и вот почему.

Компания Bimecc Engineering Spa является признанным мировым лидером по производству высококачественного колесного крепежа. Достаточно сказать, что она поставляет штатные гайки и болты на сборочные цеха таких грандов автомобилестроения как Toyota, VW, Opel, Fiat. Также крупные производители колес, такие как Antera, Olessio BBS, OZ и другие комплектуют свои диски крепежом Bimecc. Кстати, компания Bimecc производит центральную колесную гайку для автомобилей формула 1.

Вся  продукция сертифицирована не только в Европе (TUV), но и в России (РСТ).

Давайте разберемся, какие требования мы предъявляем к качественному колесному крепежу.

Во-первых – это возможность открутить гайку или болт самостоятельно, без помощи специальных приспособлений, таких как кувалда, автоген, дрель. Все мы знаем, что гайки и болты прикипают к колесу из-за коррозии. Такая ситуация, как правило, зависит от покрытия крепежного элемента. Если стальная гайка хромирована, или просто покрашена краской, то целостность покрытия легко нарушается из-за любых механических повреждений, и коррозия  намертво фиксирует крепежный элемент к диску. В таких случаях, покрытие должно быть оцинкованным. Цинк вступает в химическую реакцию с железом, т.е. проникает на несколько микрон внутрь поверхности, и такому покрытию не страшны никакие механические повреждения. Кстати, кузов автомобиля именно оцинкован, а не хромирован. Конечно, хромированные китайские болты и гайки очень хорошо блестят, и на прилавке выглядят очень привлекательно, жаль только, что после 2-3 месяцев эта привлекательность становится рыжего цвета и плохо откручивается.

Крепеж Bimecc оцинкован, что гарантирует защиту от коррозии на срок 3-4 года даже в такой агрессивной среде (соль, реагенты и гранитная крошка и т.п.), как наши дороги. Срок службы покрытия подтверждается результатами Salt Spray Test. Гайку или болт помещают в специальную камеру с 90% влажностью и распыленной солью и фиксируют  сроки появления коррозии.

Во-вторых, крепеж должен быть соответствующего класса прочности, т.е. быть изготовлен из стали соответствующей марки и пройти правильную термообработку. Если гайка не закалена, то она будет деформироваться во время затяжки. Если же гайка перекалена, то она просто сломает шпильку вашего автомобиля. Мягкая сталь может быть причиной обрыва болта во время затяжки или, что еще хуже, во время движения. Повышенное содержание углерода в стали приведет к тому, что болт будет очень хрупким и может расколоться.

Надо сказать и несколько подробнее о классе прочности:

Механические свойства болтов из углеродистых нелегированных и легированных сталей по ГОСТу 1759.4-87 характеризуют 11 классов прочности. От 3.6 до 12.9. Первая цифра умноженная на 100 определяет номинальное временное сопротивление в Н/мм², вторая цифра, умноженная на 10 - отношение предела текучести к временному сопротивлению в процентах.

В России к высокопрочным болтам и гайкам относят крепеж временное сопротивление которых, больше или равно 800 Мпа. Исходя из этого параметра, классы прочности для высокопрочных болтов начинаются с класса 8.8 и 8.0 для гаек. Прочностные характеристики крепежа определяются выбором соответствующей марки стали и технологией его изготовления. Механические свойства болтов также определяются последующей термической обработкой в электропечах с защитной средой.

Болты и шпильки Bimecc имеют класс прочности 10.9, гайки – 8.8.

В-третьих, крепеж должен быть правильной геометрической формы.

Геометрия крепежа, прежде всего, зависит от технологии изготовления и оборудования. Технология изготовления базируется на использовании методов холодной и горячей высадки и накатки резьбы на специальных автоматах с последующей термообработкой. Сложно сказать какую сталь используют товарищи из поднебесной, но очень часто визуально видны неровности на поверхности китайского крепежа, кривизна, нарушение геометрической пропорции, что говорит о невысоком качестве производственного оборудования.

Компания Bimecc Engineering Spa использует высокоточные машины с ЧПУ японских и швейцарских производителей. Весь крепеж проходит обязательную термообработку. Крепеж Bimecc имеет правильную геометрическую форму, соответствующие допуски по центрам.

Кто-то скажет, что все это замечательно, но есть один момент – это цена. Безусловно, чудес не бывает. Итальянский крепеж Bimecc дороже, чем некачественные китайские болты и гайки. Но интересен тот факт, что в розничных точках и на рынках автозапчастей розничная цена на Bimecc и Китай почти одинаковая. Просто продавцу невыгодно работать на маленькой наценке. Основная задача – это прибыль. Купить как можно дешевле – продать как можно дороже. Сезон переобувки короткий. Вот и получается, что средняя цена на болт или гайку стандартных размеров колеблется от 50 до 60 руб. за штуку. Для итальянского крепежа – вполне адекватна, а вот покупать за те же деньги китайскую продукцию, по-моему, несколько неразумно. Интересно, купил бы кто-то китайский автомобиль по такой же цене, что и Мерседес??  В нашей ситуации получается именно так,  конкретный покупатель ничего не экономит, а наоборот, в следующий сезон опять придет за новым китайским крепежом. Так кто же от этого получает основную прибыль? Правильно -   магазин автозапчастей.

В завершении нашей статьи хотелось бы посоветовать всем автовладельцам уточнять у продавца дисков, каким все-таки крепежом оснастили его железного коня. Если Вам начинают говорить «не знаю» или начинают рассказывать о суперзаводе который находится не то в Тайване, не то в Гонконге – то цена на такой крепеж должна быть существенно ниже, но и не рассчитывайте на надлежащее качество. Если Вам говорят Bimecc, Италия – то можете смело ставить данный крепеж. Действительно, данный бренд очень известен в кругу колесного и крепежного бизнеса как очень качественная продукция.

С уважением,
Сергей Березняк,
Руководитель направления «Колесный крепеж и аксессуары»